Общество
March 19

Оплата улыбкой - социальный вред 

На днях зашёл в магазин и на кассе самообслуживания обнаружил новую форму оплаты «Оплатить улыбкой» На экране терминала показалась маленькое окошко с моим лицом. «Должно быть удобно», — подумал я. Но вместе с тем это вызвало во мне некоторое напряжение. Я оплатил покупки традиционно, по-русски, поклоном картой. Заметив свою реакцию, позже, я поразмышлял над этой формой оплаты и пришёл к выводу, которым хочу поделиться.

Впервые я задумался о феномене «очеловечивания» машин, когда шлагбаум на въезде в паковку стал говорящим. Он с холодным компьютерным безразличием каждый раз говорил: «Проезжайте, пожалуйста», и я каждый раз думал «ну зачем это отвратительное, безразличное, пренебрежительное, пожалуйста от шлагбаума?! Кому это надо?!»

Мнение Игоря Шехтермана, главного исполнительного директора X5 Retail Group
«Существующие сегодня технологические возможности позволяют нам не только быстрыми темпами строить масштабный и экономически эффективный цифровой бизнес, но и кардинально менять клиентский опыт в наших офлайн-магазинах. Технология биометрической идентификации и оплаты является одним из таких изменений. (…) Биометрия становится стандартной функцией и скоро будет доступна миллионам наших клиентов по всей России».

Краткая справка. Улыбка — это движения мышц лица, губ, глаз, показывающие расположение к смеху или выражающие удовольствие, радость, приветствие, доброжелательность либо иронию, форма проявление чувств.

Можно сказать, что это дверь, через которую человек проявляет внутренний мир, его невербальный метод коммуникации с живыми существами, способ быть понятным без слов. Это форма живой коммуникации перенесённая на не одушевленный механизм, который по сути не нуждается в эмоциональном отклике. Подобная система оплаты, вводит в подсознание определенные новые правила коммуникации, вырабатывая у человека условный рефлекс, как в знаменитых экспериментах Павлова с собакой: «улыбайся когда выгодно, улыбайся когда получил, что хотел». По моему мнению, это сделает людей ещё более закрытыми и разделенными.

Трать деньги легко, улыбайся!


Это не нужно вам, но это нужно системе, которая конечно же будет анализировать полученные данные и не только пол, возраст, настроение, но и то на сколько ты доволен своими покупками, будет измерять степень твоей лояльности, тревоги, стресса и прочие невербальные реакции организма. Всё это конечно же будет использоваться для очевидных корпоративных целей: манипуляция мнением, формированием лояльности и т.д. Но это конечно же не всё. Есть ещё обратный механизм защиты, когда человек приученный «торговать улыбкой» будет её использовать строго по делу. «Ещё улыбнусь не там где стоило и деньки спишут.» То есть то, что изначально выражало глубину чувств и симпатию становится ничего не значащей разменной монетой, и даже не любезностью. Что со временем приведёт к глубинным психологическим конфликтам интерпретации, выражения и проявления своих чувств, и проблемами в построении отношений в и без того недоразвитых социальных формах коммуникации. Думаете не правда? Тогда понаблюдайте как похожие механизмы исказили в сознании современных граждан образ русалки, интима, любви, радуги и т. д. Банки и корпорации хотят стать вашим лучшим другом, хотят пробуждать в вас самые искренние, безусловные эмоции, чтобы использовать вас в своих целях. Здесь не будет взаимности, только абьюз.

Что делать?

Необходимо дать решительный отпор подобным новшествам. Отказ от использования — лучшая форма общественной реакции. Считаю, что у всего в мире должно быть своё место. Не стоит создавать подобие человеческих коммуникаций в том, что не является живым и самоосознанным. Наполнять чувствами, вежливостью и т.д., роботов или компьютеры считаю не этично и крайне не благоприятно для общества в целом.

Пусть чувства ваши будут искренни и естественны, чтобы без труда находили они своё отражение в сердцах близких и дорогих вам людей, позволяя строить прекрасные и гармоничные отношения без сомнений и страха.

Ом.